Бытует мнение, что собака всегда в состоянии оценить ситуацию и, достигнув определенного возраста, самостоятельно начинает охранять хозяина; более того, считается, что она "должна" это делать. Однако этого в большинстве случаев не происходит. Почему?
Во-первых, собаке с детства внушают, что человек главнее ее, что его просто нельзя трогать. Во-вторых, столкновение хозяина с его обидчиками настолько не вяжется с теми отношениями между людьми, к которым привыкла собака, что она теряется в подобной ситуации. Здесь чаще всего наблюдается классическое смещенное поведение: собака лает, бегает вокруг дерущихся людей и даже наскакивает на собственного хозяина. В-третьих, собака, особенно молодая, очень часто не умеет пользоваться своим главным и самым страшным оружием— зубами. Как это ни странно звучит, она не умеет кусаться. Укус резцами хотя и болезнен, но вывести противника из строя не может. В укусе, обеспечивающем безусловную победу собаки, должны использоваться клыки и коренные зубы. И последнее: техника боя с человеком принципиально отличается от техники схватки с другой собакой, и в реальном поединке необученная собака оказывается очень уязвимой. Именно поэтому собаку, предназначенную для защиты, необходимо специально обучать.
Обучение собаки борьбе с человеком состоит из ряда последовательно решаемых задач. Прежде всего, ей внушают, что человек может быть врагом, а затем- что она может прогнать человека-врага, т. е. что она сильнее. Показывают ей конкретные ситуации, когда человек является врагом, и одновременно отрабатывают технику укуса. Завершающий этап обучения— отработка приемов боя и одновременное повышение азарта борьбы настолько, чтобы собака не реагировала на боль.
Возможна и другая последовательность отработки навыков. Вначале собаку обучают технике укуса и приемам боя с человеком, и только после этого ей показывают ситуацию "человек—враг", вырабатывают злобу к врагу и безразличное отношение к боли.
К сожалению, принятые на многих дрессировочных площадках приемы отработки злобы на человека в курсах ЗКС и КС малоэффективны, неестественны для собаки и часто приводят к неприятным побочным эффектам. В "классическом площадочном" варианте последовательность обучения такова. Собак на поводках располагают в линию. "Враг" (фигурант, по принятой терминологии) несколько раз пробегает перед строем, размахивая руками, тряпками, иногда даже дико крича. Собаки, возбуждаясь от непонятной им ситуации, начинают лаять. Достаточно возбудив собак, "нарушитель" принимается размахивать тряпкой в непосредственной близости от их морд. В этой ситуации одни собаки хватают зубами тряпку, другие отходят поближе к хозяевам (отметим, что эта реакция— вовсе не трусость). С теми собаками, которые хватают тряпку, работу продолжают, сменив эту тряпку на защитный рукав.
Попробуем взглянуть на все происходящее глазами собаки. Беготня человека, размахивающего тряпкой, не имеет ничего общего с реальной угрозой, она просто непонятна собаке. Собака может воспринимать ситуацию, как грубое приглашение к игре. В этом случае она хватает тряпку или защитный рукав и перетягивает ее (его) из рук человека. Хотя со стороны и кажется, что собака кусает человека, на самом-то деле она кусает его одежду. Это прямой путь воспитания собаки- "тряпичницы", которая треплет одежду, не причиняя серьезного вреда нарушителю.
Чаще всего при подобном "раздразнивании" животное испытывает чувство недоумения. Большинству собак свойственно избегать непонятных ситуаций. Если мы вспомним механизм осуществления поведенческого акта, то станет ясно, что в подобной новой и непонятной ситуации собака вынуждена использовать элементарную рассудочную деятельность. Однако это крайне трудоемкий путь решения задачи, требующий затрат времени и вызывающий дискомфорт.
Поскольку нет сильного стимула, заставляющего решать задачу, собака, скорее всего, от подобного труда откажется— отойдет к хозяину, более опытному и сильному члену стаи, за поддержкой. Если хозяин грубо отталкивает собаку или наказывает, у нее вырабатывается страх перед ситуацией, в следующий раз она испугается "врага" или проявит агрессию, вызванную страхом. Вспомним, что в этом случае при возможности выбора бегство для животного оказывается предпочтительнее нападения.
В случаях правильного поведения хозяина собака наконец-то осваивается с ситуацией и начинает или играть, или проявлять агрессию. Однако что вызывает ее? Непонятная для животного ситуация. Таким образом, хозяин провоцирует развитие агрессии на помеху, подсказывает, что на все непонятное надо реагировать нападением. В пробужденной таким образом злобе нет ничего хорошего, трудно прогнозировать, как она проявится в быту, ведь ситуация не имеет ничего общего с реальностью. Подобная дрессировка нередко приводит к тому, что собаки начинают охотиться за людьми, одетыми в телогрейки или в любую свободную одежду, нападают на поскользнувшегося, взмахнувшего руками человека и т. п.
О бессмысленности обучения собаки нападать на убегающего человека мы уже говорили раньше. Тем не менее, именно этому приему обучают животное на следующем этапе дрессировки. Да, для хищника это просто и естественно — преследовать убегающего, а вот собаку с подобным поведением никак нельзя назвать социально приемлемой.
Требование делать перехваты, т. е., схватив, не искать наиболее уязвимое место, а отпускать и хватать снова, делает работу животного ритуализированной. Известны случаи, когда собаки, обученные такой работе, после третьего перехвата отпускали врага и более не обращали на него внимания.
Обучению собаки приемам борьбы с человеком зачастую мешает низкое качество защитных дрессировочных рукавов. Жгут, пришитый к рукаву, мягок и никак не может служить имитацией руки человека. В результате собаки в большинстве своем привыкают кусать халат, т. е. опять-таки одежду, а не руку. Если собаке все-таки удается схватить дрессировщика за руку через рукав, то рукав этот не защитит его от травмы. В таком случае только очень выносливый к боли дрессировщик способен отработать у собаки сильную хватку коренными зубами. При работе с целой группой животных это сделать невозможно; в результате у собак вырабатывается символический укус.
Учебно-дрессировочный халат делает фигуру дрессировщика принципиально отличной от нормальной человеческой фигуры- таких людей просто не бывает. Поэтому часто у собак складывается стереотип: враг- это человек в халате. Тяжелый и громоздкий, он не позволяет дрессировщику быстро двигаться, ловко уворачиваться от нападающей собаки. В результате разыгрывается стандартная, условная борьба собаки с человеком. Привыкнув к трафаретным действиям на площадке, собака не может быстро разобраться в новой ситуации.